Свободный курс, Барнаул,
26 апреля 2017 г.
Железные правила
600 просмотров
28 апреля вступят в силу изменения в закон об ОСАГО. Они предусматривают переход от денежных выплат к возмещению ущерба в виде ремонта авто (подробнее см. справку). Страховые компании в регионе в целом готовы к работе по-новому, но озабочены целым рядом проблемных моментов.
Например, выяснилось, что найти партнерский автосервис за пределами Барнаула не так-то просто. А ведь предстоит еще договориться с ремонтниками о цене, и это тоже может оказаться проблемой.
Собственники небольших СТО опасаются, что потеряют солидную часть клиентов. Более того, они рассказывают о начинающейся практике «откатов» — когда машину клиента из авторизованного сервиса на эвакуаторе везут на ремонт в другой, мелкий.
Для многих рядовых автомобилистов новая система также может оказаться неудобной. Кроме того, все стороны процесса опасаются огромного числа споров из-за качества выполненых работ.
Трудности договора
Идею отказаться от денежных выплат в пользу ремонта пролоббировали сами страховщики. Это, по мнению представителей отрасли, позволит решить проблему «черных автоюристов» — людей, которые выкупают права требования у автомобилистов и, пользуясь пробелами в законодательстве, отсуживают солидные суммы, иногда в разы превышающие суммы ущерба (об этом «СК» подробно писал в нояб¬ре 2016 года). Однако то, в каком виде механизм запускают в действие, их смущает.
«В целом мы положительно оцениваем поправки к закону, — рассказали “СК” в компании “Уралсиб Страхование”. — Теперь страховые компании смогут восстановить прямую коммуникацию с клиентом при наступлении страхового события. Раньше многие застрахованные даже не обращались к нам при ДТП, а сразу передавали права требования автоюристам. Однако не стоит ждать чуда, что принятый механизм решит все проблемы отрасли. На наш взгляд, в ходе подготовки поправок многим деталям было уделено недостаточно внимания, и это в будущем может стать новой проблемой для рынка».
Один из основных моментов, смущающий страховщиков, — в законе не прописаны критерии качества ремонта. «Возникнут ситуации, когда владелец или автоюрист будут доказывать, что автомобиль отремонтирован некачественно, а работник автосервиса станет утверждать обратное. Каким образом их рассудить?» — прогнозирует Иван Этцель, директор филиала «Ингосстраха» в Алтайском крае.
Он отмечает: эти же проблемы существуют и при ремонте автомобилей по каско, но их относительно немного, и они решаются в рабочем порядке. Но изменения в ОСАГО увеличат число споров на эту тему лавинообразно.
Согласно новым поправкам к закону об ОСАГО, при ремонте возможно использование только новых запчастей. «Средний возраст легкового автопарка страны более 12 лет, — продолжает Иван Этцель. — На территории Алтайского края большое количество праворульных автомобилей, рынка новых запчастей для подобных авто нет вообще. Как быть с ремонтом в такой ситуации?»
Это действительно сложность, подтверждает Константин Писаненко, директор алтайского филиала «АльфаСтрахование»: «Во многих развитых странах не видят ничего плохого в том, чтобы активно использовать при ремонте б/у или восстановленные запчасти. Надеемся, что это положение скоро скорректируют». Впрочем, в законе есть оговорка: при согласовании с владельцем машины можно использовать и б/у детали. Но что делать, если договориться с собственником не удастся, не сказано.
Дефицит сервисов
Как правило, страховые компании и до нововведений имели контракты с автосервисами. Клиенту предлагали на выбор либо денежную выплату, либо направление на парт¬нерскую СТО. Сейчас у большинства местных филиалов страховых компаний в активе договоры с 5–10 мастерскими. Этого количества, по словам их представителей, вполне достаточно, чтобы перейти на новую систему. Тем более что доля нуждающихся в направлении на ремонт будет расти постепенно, так как натуральная форма возмещения распространяется только на полисы, заключенные с 28 апреля 2017 года.
При необходимости у компаний будет время расширить сеть парт¬нерских СТО, говорят страховщики. Конкретные требования к мастерским в законе не прописаны, каждая компания сама устанавливает критерии. Как правило, в приоритете у страховщиков дилерские центры и сертифицированные станции. «Выбирая партнера, мы обращаем внимание на оформление клиентской зоны, оснащение ремонтной зоны современным оборудованием, подготовку и внешний вид персонала, качество выполняемых работ, а также уровень доверия автомобилистов к данному сервису», — рассказал Иван Этцель и добавил, что все современные и крупные автосервисы находятся в Барнауле. «Поэтому существует проблема качественного ремонта в других городах и районах Алтайского края», — отмечает представитель «Ингосстраха».
Автовладелец может и сам выбрать СТО, согласовав выбор со страховщиком. Закон это не запрещает, говорит Этцель.
У компании «Согласие» в Алтайском крае сейчас четыре партнерские СТО, одна из них в Славгороде. В процессе подписания договор с ремонтниками в Рубцовске. «Если будут достойные организации в других точках региона, будем работать и с ними, — говорит Владимир Мидонов, директор местного филиала “Согласия”. — Нам нужно еще два-три партнера, и этого количества хватит».
По его оценке, направление на ремонт могут получить около 70% обращающихся за компенсацией клиентов. В число оставшихся 30% входят те, кто живет дальше 50 км от аккредитованной страховщиком мастерской. Такие клиенты будут получать деньги.
Нехватка качественных автосервисов на периферии — не единственная проблема для страховщиков во взаимоотношениях с мастерскими. Источник в одной из компаний рассказал, что опасается отказов от сотрудничества даже со стороны действующих партнеров. Причина в норме, предписывающей использовать новые запчасти. «Не все СТО готовы перестраивать внутренние процессы, чтобы уложиться в деньги, выплачиваемые компаниями», — говорит страховщик.
При этом он признает, что позиция руководителей мастерских может быть обоснованной: страховые компании считают стоимость деталей по справочникам Российского союза автостраховщиков, которые обновляются два раза в год, а реальная их цена меняется значительно динамичнее.
На вопросы, как будут решаться эта и другие проблемы, страховщики как один отвечают: «Практика покажет».
Риски СТО
По данным краевого управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, ремонтом и обслуживанием автомобилей в регионе занимаются порядка 1,3 тыс. предприятий. Почти половина из них (45%) расположена в сельской местности.
«Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО может способствовать оживлению рынка автосервиса, — считает начальник ведомства Евгений Дешевых. — Не секрет, что некоторые владельцы автомобилей, попав в незначительное ДТП и получив денежное возмещение за повреждения автомобиля, не обращаются в автосервис либо устраняют поломки своими силами». Сейчас же они вынуждены будут ремонтировать авто.
Казалось бы, договор со страховой для владельцев СТО — это отличный шанс получить стабильный поток клиентов и загрузить свое предприятие работой. Однако многие собственники автомастерских не видят в таком сотрудничестве хороших перспектив.
«Кузовной ремонт — это очень дорогостоящее производство. Чтобы нормально этим заниматься, нужно крепко вложиться, — объясняет свой скепсис директор сервиса “Штерн” Михаил Пронькин. — Мы в свое время отказались от этого направления, о чем я не жалею, потому что в городе дефицит нормальных специалистов такого профиля». По словам Пронькина, квалифицированных мастеров, способных работать, например, с автомобилями премиального уровня, нет даже в отдельных дилерских центрах.
«Я как владелец бизнеса не стал бы заключать договор со страховой компанией, потому что делать хорошо — это дорого, а страховщики нормально платить не будут. Об этом свидетельствует беспредел с выплатами, который мы наблюдали последние годы», — говорит эксперт.
Не торопится сотрудничать со страховыми компаниями и директор барнаульского Центра кузовного ремонта Сергей Петров. Он убежден, что нынешняя реформа ОСАГО больно ударит по мелким игрокам рынка кузовного ремонта.
«У страховщиков есть требования к площади сервиса, а также к оборудованию, — рассказывает он. — Например, они говорят, что мы должны иметь современную покрасочную камеру. Такая стоит от 1 млн рублей. Не думаю, что в городе больше десятка компаний имеют такие камеры. Кроме того, система взаимоотношений со страховщиками предусматривает постоплату. То есть у мастерской должно быть много оборотных средств. Очевидно, что большинство игроков рынка, в том числе и я, не готовы работать таким образом».
По оценке Петрова, из-за того что после ДТП автомобили будут автоматически отправляться в авторизованные страховщиками крупные компании, его мастерская может потерять до 70% клиентов. Однако бороться за попадание в списки страховых компаний он не намерен. Помимо низкой маржинальности работ и возможных споров из-за стоимости ремонта, он видит еще две серьезные проблемы.
Первая вытекает из отсутствия критериев качества работ. Петров опасается, что многие клиенты станут отказываться подписывать акты выполненных работ. Пока будут идти споры, денег ремонтникам не видать. По опыту уже работавших со страховыми коллег Петров знает, что часто за подпись в акте приходится «умасливать» клиентов дополнительными услугами (например, бесплатной полировкой).
Вторая касается гарантии на работу. «Если мы будем на Honda Integra 1983 года выпуска ставить крыло от другой 30–35-летней Integra, то как я могу гарантировать, что в течение года с лакокрасочным покрытием ничего не случится? “Рыжики” ржавчины могут выступить очень скоро, это нормально для таких деталей», — говорит Петров.
Возможны «откаты»
Хватит ли мощности автосервисов, работающих со страховыми компаниями, чтобы обслужить грядущий поток клиентов? Владелец небольшой СТО анонимно признался, что ожидает «откатов» от перегруженных работой коллег: машины клиентов из авторизованного сервиса будут на эвакуаторах перевозить на ремонт в другой, мелкий. Естественно, переуступка будет стоить определенного процента от суммы ремонта. «Мне уже поступило предложение работать по такой схеме», — рассказал собеседник. Разумеется, такое снижение стоимости ремонта скажется на качестве работ.
Нельзя сказать, что и владельцы машин от новой системы выиграют. По сути, они лишатся права распоряжаться своей собственностью. Некоторым проще получить компенсацию и продать авто битым или поставить его на ремонт не сразу после аварии, а через какое-то время. Теперь же хочешь или нет — сдавай авто в ремонт.
Справка
Согласно новым правилам, страховая компания будет направлять авто пострадавшего в автосервис. В какой именно — выберет клиент, но из списка страховщика. Все они должны находиться не дальше чем в 50 км от места ДТП или дома потерпевшего. Срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней.
Если машина не старше двух лет, то ремонтировать ее должны у официального дилера. Гарантия составит шесть месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы — год.
При ремонте разрешено использовать только новые запчасти. Подержанные детали допустимы лишь с личного согласия владельца машины.
В законе предусмотрено несколько ситуаций, когда компенсировать ущерб предписано по-старому — деньгами. Например, если автомобиль не подлежит восстановлению или сумма ущерба превышает лимит страховки (400 тыс. рублей по «железу»). Выплата предусмотрена и в случае гибели потерпевшего или причинения вреда его здоровью средней тяжести. Также ущерб будет возмещаться деньгами, если страховщик не сумел подобрать клиенту соответствующий сервис.
Цифра
2,8 млрд рублей собрали страховые компании в Алтайском крае за 2016 год по ОСАГО. Это на 4% больше, чем годом ранее. Выплаты составили 1,7 млрд (+21%). Источник: портал «Страхование сегодня».
Факт
Выручка автомастерских региона в 2016 году составила 2,7 млрд рублей, по данным краевого управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
Иван КУЗЬМИН
Вся пресса за 26 апреля 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|